Сервис Экотакси шагает по России
В России как часть мирового тренда выросли сервисы по вывозу раздельно собранных отходов Экотакси. Это относительно молодой проект, первая служба появилась в 2013 году в Перми, инициатором были городские активистки и клуб молодых мам, основной их целью было быстро сортировать отходы без траты времени на их доставку до переработки. Сейчас Экотакси работает в разных городах и может приносить относительно невысокий доход.
У данных проектов есть тенденция: сначала проводятся акции по сбору вторсырья, потом приобретается склад, иногда оборудование (прессы) для вторсырья, дальше — создание службы доставки: люди вызывают машину, работник Экотакси забирает у них отсортированное вторсырьё. Потом его досортировывают и отправляют на переработку. Экотакси старается принимать максимум фракций, которые вообще можно сдать на переработку. Поэтому услуга платная: вторсырьё не окупает логистику.
Кроме того, чтобы сервис работал постоянно, должна поощряться деятельность водителей, грузчиков, координаторов и волонтёров. Последние должны разбираться во вторсырье (особенно в разных видах пластика) на складе и работают с нерассортированными, но чистыми отходами.
Насколько прибыльным является сервис?
Доходы от услуг Экотакси едва покрывают расходы. Деньги уходят на следующее:
• оплату работы водителя на при заборе мусора и на доставке вторсырья после досортировки;
• оплату аренды склада, легкового автомобиля или газели (или их покупка);
• оплату веб-дизайнеров, SMM-менеджеров, таргетологов;
• оплату мобильной связи и рекламных кампаний;
• оплату доставки некоторых фракций до других регионов (пластиковые карты, зубные щетки, тетра-пак, фольгированный пластик, чеки, блистеры, иногда и другие фракции).
Является ли сервис популярным? Это зависит от города. Допусти, Экотакси Москвы обрабатывает в месяц около 1500 заявок, в Челябинске — 500, в Перми — 400. Начинающие сервисы Экотакси в Саратове и Самаре обслуживают до 100 человек в месяц, есть постоянные пользователи, корпоративных клиентов пока нет. Основные расходы идут на водителя и рекламу.
То есть, самостоятельно, без больших вложений, сервис может служить дополнительным источником дохода водителей. И только при большом числе точек сбора он может стать основным видом деятельности.
Экотакси скорее волонтерство, чем бизнес
Во многих городах-миллионниках идея данного экокультурного проекта поначалу понравилась многим, но некоторые начинания продержались не более 1-2 лет. Здесь недостаточно одного энтузиазма, необходима, во-первых, финансовая база, а во-вторых этот сервис должен быть частью крупной экосистемы, которой руководят любящие свое дело люди. Именно таким экокультурным проектом является ГК Капуста.
В любом случае, здесь нужен подход предпринимателя, но никак не волонтёра. Руководитель нацелен на прибыль и окупаемость проекта, пусть и отсроченную. А вот участвовать и выполнять определенные функции может и волонтёр. Узнать, есть ли сервис Экотакси в вашем городе и заказать услугу вывоза мусора, вы можете, написав нам на почту order@kapustagroup.ru. Если же вам интересен сервис Экотакси как стартап, вы можете написать нам по этому же адресу. Что нужно для самостоятельного начала проекта:
• координатор с телефоном и интернетом;
• водитель с личным транспортом, это может быть легковой автомобиль или газель;
• склад или подсобное помещение для сортировки,;
• мешки, желательно биг-бэги, перчатки;
• волонтёры на дополнительную сортировку;
• навыки в ведении соцсетей, создание своего дизайна.
• Формируем экосообщество
• Проводим экоуроки в школах
• Утилизируем оргтехнику
• Проводим экоэкскурсии
• Развиваем локальные бренды
• Помогаем разобраться в маркировке и сортировке
• Проводим корпоративное обучение
• Повышаем лояльность клиентов
• Внедряем раздельный сбор отходов
• Формируем экопартнерство
• Развиваем волонтерство
• Помогаем бизнесу стать ответственнее и экологичнее
• Проводим экологизацию мероприятий
• Предоставляем площадку для инициатив
• Поддерживаем социальный блок
• Новые решения в культуре и туризме
• Работаем в рамках “Школы зеленых героев”